Мечеть Суфи Аллайара

Мечеть Суфи Аллайара (Аллах-йар) — архитектурный памятник, расположенный в кишлаке Катта Вахшувар Денауского района, на берегу сая (передгорной речки)  Вахшувар. Один из исследователей мечети – Л.И. Ремпель обнаружил надпись с указанием даты (1713 г.) на одной из колонн и на этом основании предложил дату строительства. Не совсем понятно, какя из надписей послужила источником для этого, однако нам удалось выявить надпись с хронограммой строительства, исчисление которой дает намного более раннюю дату строительства – 958/1551 – 1552.

Название мечети связывают с именем знаменитого поэта-мистика и шейха братства Накшбандия — Муджаддидия Суфи Аллайара. Это название, очевидно, появилось позже, поскольку к моменту строительства мечети он еще не родился. Возможно, что Суфи Аллайар молился здесь либо даже был имамом, поскольку из его биографии известно, что он обитал в этом кишлаке.

Общие размеры строения – 14,0х16,2 м, ханака (зала для молитв) – 11,1х9,7 м. Здание с двух сторон окружено открытой террасой (айван) и дополнительными помещениями. Стены – в виде каркасных конструкций (синч), заложенных глиняными кирпичами и обмазанных штукатуркой. На северо – восточной стороне устроены арочные проемы, в которые вставлены резные решетки из ганча (гипса). Михрабная ниша глубокая. По обеим ее сторонам устроены четыре стрельчатые ниши, которые обрамлены рельефными полосками. Такие же декоративные нижи устроены на юго-западной стене. Семь колонн айван и шесть колонн зала ханака украшены резьбой и росписями. колонны и решетки на окнах частично реставрированы. В 1977 году мечеть была изучена З.А. Аршавской.

Суфи Аллайар (1644 г., Каттакурганское бекство – 1724 г., Денау) был знаменитым поэтом-мистиком. Он владел всеми доступными науками своего времени, хорошо знал арабский и персидский языки. Бухарский правитель ‘Абу ал-‘Азиз-хан (1645-1680 гг.) назначил его главной таможенной службы. Однако Суфи Аллайар вскоре отказался от должности и стал учеником знаменитого мистика своего времени шейха Навруза.

Основная идея его творчества связанна с желанием распронстранить знания среди людей, разъяснить идеи о совершенном человеке, характерные для суфийской поэзии. Он писал свои стихи на тюркском (узбекском) и персидском языках. Его основное произведение «Маслак ул-муттакин/Путь благочестивых» (оно в сокращенном виде переложено на узбекский язык («Маслак ул-‘арифин/Путь гностиков» или «Сабат ул-аджизин/Стойкость немощных»)) стало самым ярким примером узбекской философско-дидактической литературы. Эти произведения служили учебниками в старых школах и медресе. Основанное на нравственных назиданиях, это произведение было популярно не только в пределах Туркестана, но и в Кашгаре (Синьзяне), Поволжье, Астрахани, Оренбурге, на Урале и в других регионах.