Мавзолей Имам Абу Иса ат-Тирмизи

Мавзолей расположен в Шерабадском районе (в 6 км от районного центра) Сурхандарьинской области (ХI-XII вв.). На сегодняшний день он представляет собой единый комплекс, включающий четыре смежных помещения размером 4,3х4,5 м. Северо-восточная часть была заложена в связи со строительством здесь террасы (айвана). Южное помещение является погребальной камерой, в которой имеется мраморное надгробное сооружение. Оно трехступенчатое, украшено узорами, поясами сталактитов и надписями. Надгробие, его тексты, облицовка стен, ограда и прочие детали архитектурного декора – результат ремонта, проведенного в 2000-2001 годы.

Из погребальной камеры имеется прохода в зал (ханака) соседнего помещения, являющегося мечетью. Пол в мечети ниже уровня пола погребальной камеры. В зале мечети имеется михраб, перекрытие, как и в соседних помещениях, купольное.

Полное имя Имама – Мухаммад ибн Иса ибн Саура ибн Мусса ибн Заххак ас-Сулами ал-Буги ат-Тирмизи (824-892 гг.). Он известен как знаменитый собиратель преданий от Пророка (мухаддис). К концу жизни Имам ослеп, отчего стал известен под прозвищем “аз-Зарир” (“Слепец”). Молодые годы Абу Иса ат-Тирмизи провел в Термезе, где получил начальное образование. В детстве он выделялся среди сверстников своими исключительными способностями, велеколепной памятью. Он делал успехи в изучении светских и религиозных наук. Одноко больше всего его интересовали хадисы, и он для их сбора и изучения стал посещать многие города Востока. Он долгое время проживал в Ираке, Исфагане, Хорасане, Мекке и Медине. Там обучался у знаменитых ученых того времени науке о рецитации Корана (кира’ат), искусству изложения (байан), юриспруденции (фикх), истории и предмету своего особого интереса – хадисам. Среди знаменитых мухаддисов, у которых он обучался, — Имам ал-Бухари, Имам Муслим, Имам Абу Дауд, Кутайба ибн Са’ид, Исхак ибн Мусса, Махмуд ибн Гайлан и другие.

Ат-Тирмизи встречался с Имамом ал-Бухари в Нишапуре (оба жили там одновременно в течение пяти лет). Позже он признавался, что под влиянием этой встречи сумел понять философию и мудрость хадисов. Имам ал-Бухари, высоко отзываясь о своем ученике, говорил: «Я получил больше пользы от встреч с тобой, чем ты от меня». Это была высокая оценка заслуг ат-Тирмизи.

Вернувшись в 868 году в родной Термез, ат-Тирмизи занялся творчеством, подготовкой учеников, и именно тогда прославился как крупный мухаддис. Он придерживался аскетизма, старался не уронить авторитет ученого, безразлично относился богатству. Все это стало нормой его жизни. Ученики ат-Тирмизи стали продолжателями его дела.

До нас дошло большинство сочинений Имама ат-Тирмизи. Естественно, самое знаменитое из них «ал-Джами’ ас-сахих» («Сборник достоверных [хадисов]»), которое вошло в рязряд самых надежных из шести сборников хадисов. Это произведение получило разные названия: «ал-Джами’ ат-Тирмизи»(«Сборник Тирмизи»), «Сахихи Тирмизи» («[Сборник] достоверных [хадисов] Тирмизи»), «Суннани Тирмизи» («[Сборник] сунны Тирмизи»). Еще одно произведение Имама ат-Тирмизи «аш-Шама’ил ан-Набавийа», в котором  собрано окола 408 хадисов, посвященных жизни Пророка, его качествам. Эта книга издавна привлекает внимание ученых-исламоведов. К этому произведению, написанному на арабском языке, написано несколько комментариев. Один экземпляр, переписанный в XVI в., храниятся в Управлении мусульман Узбекистана.

В 1990 году широко справлялся 1200-летний юбилей Имам ат-Тирмизи. В годы независимости памятник был вновь реставрирован и превращен в место для паломничества.