Мемориальный комплекс Ал Хаким ат-Тирмизи

Этот памятник (IX-XV вв.) связан с именем Абу Абдуллах Мухаммад ибн Али ибн Хасана ибн Башира ал-Хаким ат-Тирмизи (примерно 750/760 гг. – Термез – примерно 869 г.) . Комплекс включает в себя мечеть, мавзолей, ханака, помещение для чтения Корана (кари-хана), которые в течение нескольких веков перестраивались и ремонтировались. Внешний периметр комплекса составляет 28,0х29,0 м, мавзолей 5,10х4,70 м. Первым зданием комплекса была ханака из сырцового кирпича (IX в.). согласно преданиям, Хаким ат-Тирмизи жил и преподавал в ней. От этого здания сохранились часть дворика, фрагмент толстой стены, а в северо – восточном углу небольшое подземное помещение. Над  сохранившейся могилой, у северо-западного угла ханаки был возведен мавзолей, обращенный на юг (IX в.).

Мавзолей Хаким ат-Тирмизи почитается местным насилением как место погребения вали и становится объектом паломничества. Чуть позже у восточной стены мавзолея были построены смежное помещение для чтения Корана (кари-хана) и погребальная камера сына ат-Тирмизи – Хакима Абдаллаха (Х в.). Затем к северу от этой группы заданий были возведены трехкупольная мечеть в виде арочного коридора (XI – XII вв.), а также ряд дополнительных служебных помещений.

Во время владычества Темуридов (XV в.) с использованием жженого кирпича была перестроена ханака, покоящаяся на высоком (1,5 м) основании, отремонтированы примыкающие к ней здания. Северный и южный фасады ханака были оформлены в виде порталов. В центре западной стены трехкупольной мечети была устроена михрабная ниша с выступающим бордюром. В михрабной нише имеются весьма примечательные рельефные надписи, керамические узоры, между деталями которых вставлены плитки с резными узорами по ганчу (гипсу). Основание мечети выложено в технике фигурной кладки.

Из мечети в погребальную камеру ведет арочный проем. Интерьер мавзолея украшен великолепным ганчевым узором. Пространство под пятой барабана заполнено надписью из Корана [36: 1-11]. Почерк куфи. Такими же узорами украшен интерьера ханака. Надгробие внутри мавзолея представляет собой один из самых выдающихся образцов резьбы по мрамору эпохи Темуридов. Само нагробие – трехступенчатое. Оно украшено узорами растительного характера (ислими) и надписями, на средней ступени имеются три углубления в виде  михрабных ниш, поясом сталактитов, два торца фланкированы небольшими колонками в виде свечей.

Малый мавзолей и окружающие его помещения тоже ремонтировались. Во время правления Абдаллах-хана (1583-1598 гг.) в пределах хазиры (дворика с погребениями) была возведена девятикупольной мечеть, в состав который вошла старая трехкупольная. На ее фасаде возведена терраса (айван). В XIX в. На месте разрушившейся девятикупольной мечети была заново возведена четырехкупольная. Тогда же на входе были возведены мавзолей и помещение для паломников (зийарат-хана), которые были связаны проходами с мавзолеем Хакима ат-Тирмизи.

В 1955-1957 годы мавзолей стал объектом научного исследования, впоследствии восстановлен согласно облику XIV – XV веков. В 1980 – 1981 годы комплекс был отреставрирован. В 2001 – 2002 годы мавзолей и ханака были вновь отреставрированы и покрыты ганчевыми узорами. Позже надгробие было перенесено в музей, а на его месте было возведено новое, на котором современные мастера попытались повторить прежние узоры и надписи.

Хаким ат-Тирмизи – знаменитый суфийский шейх. Сведения, касающиеся его биографии, приводят в своих произведениях знаменитые арабские богословы Тадж аддин Субуки, Шамс ад-дин аз-Захаби, Абу Наим, Ибн Хаджар ал-Минави, Ибн ал-Имад и другие. Сам ат-Тирмизи пишет о себе в своем произведении «Буду ваш-ша’ни Аби Абдаллах» («Начало дел Аби Абдаллаха»). Кроме того, некоторые биографические известия об этом ученом можно почерпнуть из текста эпитафии на его надгробии (см. ниже).

Согласно этим известиям, ат-Тирмизи учился у знаменитых ученых Термеза. Для совершенствования своих знаний он посещал такие центры, как Балх, Нишапур, Багдад, Мекка и Медина, где не только обучался, но и участвовал в диспутах крупных ученых-богословов того времени.

Хаким ат-Тирмизи был очень плодовитым ученым. По подсчетам египетского ученого шейха Абд ал-Фаттах Абдаллах Барака, ат-Тирмизи написал более 400 произведений разного объема, из которых только 60 сохранились до нашего времени. Произведения ат-Тирмизи хранятся во многих фондах рукописей мира. В частности, в Национальной библиотеке Франции в Париже, библиотеке «аз-Захирийа» в Дамаске, библиотеке «Мактабат ал-Баладийа» (Александрия, Египет), Национальной библиотеке Великобритании (Лондон) и др.

Самое главное его творение – это, конечно, знаменитое произведение «Навадир ал-усул фи маърифат ахбар Расул» («Редкие методы в изложении преданий Посланника»). Можно также указать на два важных для теории суфизма произведения ученого, изданных недавно: «Китаб хакикат ал-адамийа» («Книга об истине человечности») и «Ада бун-нафс» («Этика духа»).

Еще одно значимое сочинение ат-Тирмизи, ставшее объектом серьезной полемики, это «Хатм ал-аулийа»/«Печать приближенных [к Аллаху]» (другое название – «Хатм ал-валайат»/«Печать святости»), в котором ученый рассуждает о статусе «святых» (аулийа, то есть суфиев, приближенных к Аллаху) в контексте положения о «нубува» (пророчества). Это произведение долгое время считалось пропавшим, пока его не обнаружил член Ассоциации исламских исследований в Париже, ливанский ученый Усман (Осман) Исма’ил Йахйа и не издал его в 1965 году. В этом произведении ат-Тирмизи пытался приравнять статус аулийа к пророка. Однока произведение «Хатм ал-валайат» стало предметом острой полемики и даже осуждения ученого именитыми суфиями (ал-Худжвири, ал-Кушайри), большинством законоведов/фукаха, а также политиками. Это стало причиной изгнания ат-Тирмизи из Термеза, в связи с чем ученый долгое время был вынужден жить в Балхе, затем перебраться в Нишапур. Только после изменения политической обстановки в Термезе он смог вернуться в родной город, где умер, окруженный учениками и почитателями.